avangard-pressa.ru

1. Одесса. Папа. Т. Мэри. - Искусство

Страница 1. Одесса. Папа. Т. Мэри.

Наверное, это традиционно и обычно, когда говорят, что в детские годы были заложены основные качества будущего музыканта: умение трудиться, ребенок играл гаммы, этюды, тщательно занимался. А еще более привычным стало выражение: «Уже в ранние годы у ребенка заметили необыкновенные музыкальные способности» и т.д.

Ничего этого нельзя сказать о детстве Рихтера. Несмотря на то, что его отец был пианистом, органистом, выпускником Венской консерватории, встречался с Малером, Брамсом, Григом, никаких гамм и этюдов, упражнений и традиционного раннего обучения мальчика не было. Светик (так его называли в детстве) был в этом плане предоставлен сам себе. Да, отец дал ему азы, обучил нотной грамоте, но учился играть и выбирал, что играть он сам.

Не ужившись в музыкальной школе, он год занимался с арфисткой из Одесской консерватории Ольгой Аттль. О ней Рихтер позже вспоминал: «Очень милая, достаточно строгая. Я ее воспринимал как нечто само собой разумеющееся. Она занималась со мной около года, потом уехала в Сан-Франциско.»

И тогда Светик начал читать ноты, так, как люди читают книги. Для юных слушателей поясню, что «читать ноты» - означает играть незнакомые произведения с листа, так как вы читаете незнакомые книги. Он читал от начала и до конца разнообразную музыку, любимыми же книгами были оперы, а любимыми операми – сочинения Вагнера. По его словам, он «читал целыми днями, не торопясь, перечитывая прочитанное, наслаждаясь чтением.»

Такое «чтение» после окончания школы сделало его одним из лучших концертмейстеров Одесской филармонии и Одесского оперного театра. Концертмейстерская практика с уже имеющимся навыком изучения новой музыки стали основой его огромнейшего репертуара впоследствии. А пока формируется очень важная особенность – читать нотный текст абсолютно полно, в характере и в темпе, не теряя практически ни одного авторского знака.

На первой важной странице из жизни Мастера есть еще тетя Мэри. Это сестра мамы Тамара Павловна Москалева. Она жила в Житомире, там, где родился Рихтер. Он очень был к ней привязан и впоследствии говорил, что она оказала на него «первое и самое раннее и самое БОЛЬШОЕ влияние.»

«Она все время сидела за столом с красками, рисовала, занималась графикой и нарисовала книгу про меня. Я стоял рядом и толкал ее, она говорила: "Светик, не толкайся". Тетя Мэри нарисовала "Лесную сказку", с текстом о "маленьком принце" - Светике, который спал, ему снился лес, феи, оркестры насекомых, жуков, ведьма, леший, потом проснулся, и... рядом мама. Рыжеволосый маленький принц среди фей и эльфов. В этой сказке - атмосфера детства: волшебство, доброта. И папа сочинил "Григовскую" пьесу - очень в духе рисунков тети Мэри.

Дедушка играл на пианино. Я же в Житомире не имел отношения к музыке. Мир был населен феями, духами, ангелами, все время лес, лес, лес, озера, цветы. С детства я привык к запаху красок. Тетя Мэри рисовала акварелью и обводила контуры тушью. В ответ на упреки в ничегонеделании она отвечала: "У меня нет настроения". Была человеком настроения. Как и я, между прочим.»

Тетя Мэри и научила Cветика рисовать. Но об этом чуть позже.

(с началом этого предложения на сцену без объявления выходит

Саакян Инна и играет пьесу Мусоргского «Раздумье»)

Страница 3. Нина Львовна.

Фоном к этой странице с первых слов пустить файл «Рихтер. Дорлиак»

(1 слайд)Он был очень хорош собой: статью тонок, в кости крепок, при этом чуть по-мальчишески нескладен и угловат, со скрытой застенчивостью в чертах лица.

(2 слайд)Она был старше на 7 лет, по словам поэта Андрея Вознесенского «…стройная, грустная… графичная, как черные кружева».

Ко времени их встречи пережила уже немало: неудачное замужество, утрату близких людей, дружбу и измену, первые артистические успехи, знаки признания и внимания поклонников.

(3 слайд)« - Давайте вместе дадим концерт.

- Вы хотите, чтобы отделение Вы играли, а отделение я пела?

- Нет, я хочу вам аккомпанировать.»

По словам Нины Львовны Дорлиак это был их первый диалог со Святославом Теофиловичем Рихтером. Шел 1943 год, Москва, они возвращались из МХАТа с панихиды по Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко.

(4 слайд)В мае 1945 года состоялся их первый совместный концерт в Малом зале консерватории. Это выступление стало событием в музыкальной жизни Москвы. Светлое и легкое сопрано сливалось в единое целое с вторящей и «поющей» фортепианной партией.прозвучали прокофьевские 5 романсов на стихи Анны Ахматовой. Потом будут Римский-Корсаков, Глинка, Чайковский, Мусоргский, Шуберт, Шуман, Бах и много других вокальных произведений. Выступления следовали одно за другим, всегда при переполненных залах и неизменном восторге публики.

Их дуэт был удивителен не только на сцене, он покорял всех их знакомых и в будничной жизни тем, что они были, как это ни банально звучит, одним целым. Они прожили вместе около полувека, но так и остались на «Вы».

(5 слайд)Нина Львовна довольно рано перестала петь. Она полностью посвятила себя Ему и преподаванию в Консерватории. Неутомимая и титаническая работа Рихтера, творческое будущее любимых учениц, племянник, которого она воспитывала после смерти брата, – все это выпало на ее долю. Ей приходилось защищать Рихтера от навязчивой любви многочисленных поклонников. Она была ему искренним и верным другом и судьей. Мнение свое высказывала тактично и беспристрастно.

Без объявления выходит Приходько Е.Е. и играет

Вальс си минор Ф.Шопена

(на фоне музыки). Меньше чем через год после ухода Рихтера, не дожидаясь своего 90-летия, ее не станет.

Продолжается Шопен.

Страница 1. Одесса. Папа. Т. Мэри.

Наверное, это традиционно и обычно, когда говорят, что в детские годы были заложены основные качества будущего музыканта: умение трудиться, ребенок играл гаммы, этюды, тщательно занимался. А еще более привычным стало выражение: «Уже в ранние годы у ребенка заметили необыкновенные музыкальные способности» и т.д.

Ничего этого нельзя сказать о детстве Рихтера. Несмотря на то, что его отец был пианистом, органистом, выпускником Венской консерватории, встречался с Малером, Брамсом, Григом, никаких гамм и этюдов, упражнений и традиционного раннего обучения мальчика не было. Светик (так его называли в детстве) был в этом плане предоставлен сам себе. Да, отец дал ему азы, обучил нотной грамоте, но учился играть и выбирал, что играть он сам.

Не ужившись в музыкальной школе, он год занимался с арфисткой из Одесской консерватории Ольгой Аттль. О ней Рихтер позже вспоминал: «Очень милая, достаточно строгая. Я ее воспринимал как нечто само собой разумеющееся. Она занималась со мной около года, потом уехала в Сан-Франциско.»

И тогда Светик начал читать ноты, так, как люди читают книги. Для юных слушателей поясню, что «читать ноты» - означает играть незнакомые произведения с листа, так как вы читаете незнакомые книги. Он читал от начала и до конца разнообразную музыку, любимыми же книгами были оперы, а любимыми операми – сочинения Вагнера. По его словам, он «читал целыми днями, не торопясь, перечитывая прочитанное, наслаждаясь чтением.»

Такое «чтение» после окончания школы сделало его одним из лучших концертмейстеров Одесской филармонии и Одесского оперного театра. Концертмейстерская практика с уже имеющимся навыком изучения новой музыки стали основой его огромнейшего репертуара впоследствии. А пока формируется очень важная особенность – читать нотный текст абсолютно полно, в характере и в темпе, не теряя практически ни одного авторского знака.

На первой важной странице из жизни Мастера есть еще тетя Мэри. Это сестра мамы Тамара Павловна Москалева. Она жила в Житомире, там, где родился Рихтер. Он очень был к ней привязан и впоследствии говорил, что она оказала на него «первое и самое раннее и самое БОЛЬШОЕ влияние.»

«Она все время сидела за столом с красками, рисовала, занималась графикой и нарисовала книгу про меня. Я стоял рядом и толкал ее, она говорила: "Светик, не толкайся". Тетя Мэри нарисовала "Лесную сказку", с текстом о "маленьком принце" - Светике, который спал, ему снился лес, феи, оркестры насекомых, жуков, ведьма, леший, потом проснулся, и... рядом мама. Рыжеволосый маленький принц среди фей и эльфов. В этой сказке - атмосфера детства: волшебство, доброта. И папа сочинил "Григовскую" пьесу - очень в духе рисунков тети Мэри.

Дедушка играл на пианино. Я же в Житомире не имел отношения к музыке. Мир был населен феями, духами, ангелами, все время лес, лес, лес, озера, цветы. С детства я привык к запаху красок. Тетя Мэри рисовала акварелью и обводила контуры тушью. В ответ на упреки в ничегонеделании она отвечала: "У меня нет настроения". Была человеком настроения. Как и я, между прочим.»

Тетя Мэри и научила Cветика рисовать. Но об этом чуть позже.

(с началом этого предложения на сцену без объявления выходит

Саакян Инна и играет пьесу Мусоргского «Раздумье»)