avangard-pressa.ru

А, Б - «Двойное применение» (по Ж.-Ф. Рамо) - История

Нельзя не усмотреть в двойном значении 2 ступени предпосылок расширения тональности: последование (в C-dur) d = 9 : 8, g = 3 : 2 и с = 1 складывается в микросистему d-g-c, не совпадающую с ос­новной (хотя и легко входящую в общую систему тональности C-dur в качестве ее субсистемы).

Функциональная (кварто-квинтовая) связь при плагальном раз­решении — IV-I, при автентическом — II-V; здесь заложена воз­можность образования субсистемы (реализуемая, например, в ма­зурке Шопена C-dur ор. 24 № 2: V-II-V-II-V-I), что равнозначно выходу за пределы тяготения непосредственно к тонике.

Однако это возможно лишь при подчеркивании отношения II-V. Обычно же, особенно если S6 появляется непосредственно после тони­ки, происходит комматическая замена — нечто подобное энгармони-

ческому переосмыслению звука с той разницей, что энгармоническая замена осуществляется хроматически (gis-as), a комматическая (тоже воображаемая) — диатонически (d-d). Например, первые четыре ак­корда прелюдии Баха C-dur из I тома ХТК (см. пример 152Б):

T-S6-D7-T I-IV (= II)-V-I

содержат такую комматическую замену: d = 10 : 9 в S6 на d — 9 : 8 в D7. Несмотря на непосредственное следование S6-D7, хода II-V (как в мазурке Шопена) не образуется и тональный круг не расши­ряется; тональность остается строго функциональной.

Аналогично обстоит дело в миноре (пример 153).

Свободный порядок числовых значений (пример 154).

В МИНОРЕ

Ряды квинт в мажоре и миноре (пример 155).

(По теории П. Н. Мещанинова, логическая противоположность мажора и минора объясняется физической природой этих централь­ных ладовых комплексов в контексте квинто-терцовой сетки звуко­ряда нашего строя: мажор — опора на основу, с-g в C-dur, то есть на «производящий» левый ряд; минор — опора на производное, с-g в c-moll, то есть на выведенный из левого правый ряд.)

В своей классической функциональной теории Риман, став на позиции гармонического дуализма (зеркальной взаимопротивополож­ности мажора и минора) и пытаясь найти природное обоснование структуре минорного трезвучия, вынужден был обратиться к теории унтертонов и потерпел здесь явное поражение. Напомним, что ми­норное трезвучие строится, согласно Риману, сверху вниз, так что в трезвучии a-moll прима — e, терция — с, квинта — а; поэтому его обозначение — °е (нолик слева — знак минора). Соответственно, при­бавляемые к консонантно-трезвучной основе тоны в мажоре счита­ются вверх от примы (и обозначаются арабскими цифрами, напри­мер: f6), в миноре — вниз от примы (и обозначаются римскими цифрами): °cVII (= f-as-c-d).

Не разделяя натуралистски-позитивистских методологических предпосылок Римана, мы не видим достаточных оснований для того, чтобы вводить в теорию тональных функций дуалистический мо­мент. Кажется ясным, что, скажем, большая секста к аккорду суб­доминанты прибавляется совершенно однотипно и в мажоре, и в миноре — снизу вверх. Более того: именно в явлении тональных функций основа их принципа (родство S-T-D через квинтовую связь их квинт) безразлична к ладовой окраске тональности. Тональные функции абсолютно однотипны и в мажоре, и в миноре (различаю­щимся в ладовом, а не в тональном отношении местоположением терции внутри квинты). Поэтому теория тональных функций вооб­ще не может базироваться на дуалистической предпосылке.

Система оказывается монистической, а не дуалистической (это не ново: монистической разновидности функциональной теории придер­живались, например, X. Грабнер, В. Малер*); тем самым отпадает один из главных недостатков (римановской) функциональной теории.

* Обстоятельное изложение различных идей и трактовок функциональной теории гармонии содержится в книге А. Амбразаса «Классики функциональной теории» (Ambrazas A. Funkcines teorijos klasikai. Vilnius, 1981).

В соответствии со сказанным получается другая система обозна­чений (исходящая от римановской, но все же существенно иная):

♦ в мажоре (пример 156);

♦ в миноре (пример 157).

157 В миноре: